Translate/ переводчик

воскресенье, 28 апреля 2013 г.

Конспект урока по истории России 6 класс «Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV века»


Конспект урока по истории России
6 класс
«Русская православная церковь
во второй половине XIII – середине XV века»
учитель истории – Толчева Е.Н.
Цель урока: охарактеризовать роль Русской Православной Церкви в образовании централизованного государства, в возвышении Москвы как центра всей России, в становлении духовно-нравственных традиций российского общества.
Задачи урока:
Образовательные: Показать значение православия в образовании централизованного государства, в свержении монголо-татарского ига, в развитии просвещения, искусства, летописания.
Развивающие: Развитие интереса к истории своей страны, её духовным ценностям, культуре, традициям. Формирование коммуникативных навыков, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные: Духовно-нравственное воспитание, воспитание чувства патриотизма и чувства гордости за историю своего Отечества.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: традиционная с применение ИКТ – технологий.
Основные понятия:  автокефальная церковь.
Персоналии: Сергий Радонежский, митрополит Пётр.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
План урока:
1.     Москва – духовный центр Руси
2.     Сергий Радонежский
3.     Обретение Русской Православной церковью независимости



Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Орг. момент
Приветствие учащихся, проверка готовности детей к уроку, отсутствующих в классе
Приветствуют учителя, дежурный сообщает об отсутствующих в  классе.
2. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
- кто такой Василий I











- кто  такой Тамерлан





- как Василий Тёмный получил Московский престол









- на какие ханства распалась Золотая Орда
















Что помогало русскому народу не сдаваться и верить в освобождение от монголо-татарского ига?
Правильно ребята, поэтому сегодня на уроке мы познакомимся со значением Русской Православной Церкви в образовании централизованного государства, в свержении монголо-татарского ига, в духовном единении Руси, в развитии просвещения, искусства, летописания.
В ходе урока мы на примерах жития великих Святителей - митрополитов московских, Преподобного Сергия Радонежского ответим на вопрос: “Какой жизненный подвиг совершили наши великие чудотворцы, почему русский народ с особенно теплым чувством относится к ним, бережно хранит память и славит их деяния?
Запишите число и тему урока в тетрадях.


Сын Дмитрия Донского;  правил 1389-1425; продолжал политику  Дмитрия Донского, присоединил Муромское и Нижегородское княжества, установил династические отношения с Литвой


Правитель Самарканда, разорил Золотую Орду, в 1395 г. Подошел к русским рубежам.


1425-1431 – занял Московский престол без ханского ярлыка
1431 – получил ярлык
1431-1453 война за престол
1447 – изгнание Дмитрия Шемяки из Москвы


Крымское ханство, 1420 г.(Давлет Берди) – Бахчисарай

Сибирское ханство (Хаджи- Муххамед) - Чинги-Туру
Казанское ханство 1438(Улуг-Мухаммед) – Казань
Астраханское царство 1460 –е года – Астрахань
Ногайская орда – кочевое племя
Касимовское царство (Касим 1450 - е года)
Русская церковь



















Записывают число и тему урока в тетрадях.
2.Изучение новой темы
1. Москва – духовный центр Руси
Ребята давайте вспомним историю Православной церкви на Руси:
- когда на Руси приняли Христинанство? При каком князе?


В 1051 году  Первый митрополит из русских – Илларион.
Хотя  Золотая Орда и не брала налоги с церкви, но она выдавала ярлык о привилегии освобождения от налогов. Что тоже являлось проявлением гнёта.
Ребята, скажите, какой город был центром православия?  А что случилось с ним после нашествия Мамая? Правильно, поэтому  в 1299 митрополит Максим перенес свою резиденцию из опустевшего Киева во Владимир. Запишите эту дату в терадь.
В 1325 году святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты  перенес митрополичью кафедру из Владимира вМоскву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Данилович Калита заложил в 1326 году, августа 4-го, в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты», — сказал святитель великому князю, — «успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена после кончины святителя, в 1327 году, 4 августа.
21 декабря 1326 года святитель Петр отошёл к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.
2. СергийРадонежский
Среди православных праведников и подвижников наиболее почитаемым был основатель Троицкого монастыря под Москвой - Сергий Радонежский.
Удалившись от мира он снискал уважение безгрешной простотой своей жизни и обрел многих учеников и последователей.
До принятия монашества он звался Варфоломеем. Его отец и мать были Ростовскими боярами, владели имениями, но так случилось, что они разорились и были вынуждены доживать свой век городке Радонеже, что в 54 верстах от Москвы. После их смерти Варфоломей покинул родительский дом и решил посвятить себя Богу, поселившись в пустынном, уединенном месте. Прослышав о великом праведнике, потянулись к нему люди. И скоро рядом с домиком Сергия вырос монастырь – будущая знаменитая Свято-Троице-Сергиева лавра.
В основанной Сергием лесной обители царило равенство. Игумен и монахи вкушали одну и ту же пищу, вместе творили молитву и сообща трудились.
Сергий тихими и кроткими словами смягчал даже самые ожесточенные сердца. Он мирил враждующих и утешал несчастных, подбадривал слабых и укрощал строптивых, наставлял заблудших и вразумлял малоумных. В отчаявшихся вселял надежду, не в меру возомнивших о себе избавлял от гордыни. Его доброты и терпения хватало на всех.
С именем преподобного Сергия связан взлет русской культуры в конце XIV – начале XV века. Этот великий праведник осенил гений Андрея Рублева и вдохновил на написание икон множество других изографов. Житие и подвиги Сергия Радонежского воспевают Епифаний премудрый и Пахомий Логофет, Герман Тулупов и Дмитрий Ростовский… После канонизации в 1452 году появляется великое множество икон с изображением любимого русскими людьми святого.
Он обладал самым притягательным для русского сердца качеством – смиренной кротостью. В нем справедливо видели заступника Русской земли перед Богом. Его благословением дорожили как знаком Божиим и великий князь московский Дмитрий Иванович, и митрополит Киприан… А он, презрев мирские соблазны, жил в великой скромности, бесконечных трудах и не искал ни в чем “первого места” или какой награды.
Вспомните  с каким событием связано имя Сергия Радонежского?
3.Обретение Русской церковью независимости
В 1438 г. В итальянском городе Феррара открылся Собор представителей христианских церквей, а закрылся он в 1439 году подписанием во Флоренциии Флорентийской унии, которая провозглашала объединение православной и католической церкви под главенством. Папы Римского. Запишите себе эту дату в тетрадь. Русский митрополит Исидор подписал ее, но вернувшись был осужден за это и посажен в тюрьму.
В 1448 году митрополит был выбран Ион- рязанский епископ и с этих пор русская церковь становиться автокефальной, т.е. самоуправляющейся. Давайте запишем эту дату.




В 988 году при Владимире Красном Солнышке








Киев
Он был разрушен.


Записывают в тетради

Записывают в тетради










Записывают в тетради



























































































Куликовская битва






Записывают в тетрадь








Записывают в тетрадь
3.Закрепление
  • В каком положении находилась Русская Церковь в период монголо-татарского ига?
  • В чем митрополиты поддерживали московских князей? Почему?
  • Когда Москва стала духовным центром Руси?
  • Какой митрополит перенес свою резиденцию в Москву?
  • Почему русские князья были заинтересованы в союзе с церковью? Какие они преследовали интересы?
  • Когда Русская Церковь стала самостоятельной?
  • Какое это имело значение для Русской Православной Церкви, для Русского государства?


4.Подведение итогов урока
Какой вывод можно сделать по сегодняшней теме?








Комментированное выставление оценок.
Русская церковь не только сохранила свое высокое положение, но и способствовала духовному подъему и единению Руси. В 1448 году она добилась самостоятельности.
4.Домашнее задание
§ 25 читать, РТ §25
Записывают домашнее задание в дневники.

Комментариев нет:

Отправить комментарий